Представьте себе такую картину. В храме Христа Спасителя идёт пасхальная служба. Прихожане, священники,
патриарх… Пение псалмов, свечки и т. д. Для того, чтобы православный прихожанин почувствовал величие и
значение происходящего, (вошёл «в резонанс») создаются все условия. Патриарх читает проповедь.
И вдруг, прерываясь на середине, оборачивается назад и кричит: «Эй, дьякон, за кадилом сгоняй!»
Один из священников срывается с места, и расталкивая прихожан локтями, мчится в подсобку за кадилом.
Патриарх продолжает проповедь: «Итак, Христос повелел…» Но прихожане не успевают услышать, что же
повелел Христос, так как у патриарха под облачением начинает звонить мобильник. Патриарх достаёт
мобильник, бросает несколько слов, нажимает кнопку, и продолжает читать проповедь. Стоящие рядом
священники громким шёпотом выясняют, куда они подевали просфоры. В толпе прихожан начинается шум.
Это пробивается сквозь толпу вернувшийся дьякон с кадилом. Тут у входа в храм опять начинается толкотня.
В храм заходит вдупель пьяный митрополит. Увидев патриарха, орёт: «Эй, Лёха! Кончай народ грузить!
Тут пиво свежее подвезли!» Несколько возмущённых прихожан выводят митрополита из храма. Недалеко
от алтаря стоит группа прихожан, и болтая о своём, тихонько потягивает водочку. Наконец, патриарх заканчивает
проповедь, благословляет народ и сваливает к митрополиту пить пиво. Прихожане потихонечку расходятся,
говоря, что служба была в принципе ничего, если бы не пьяный митрополит, и группа с водкой возле алтаря.
Храм потихоньку пустеет. Возле алтаря стоит растерянный дьякон с кадилом и ругается: «За каким х…м я его
припёр?»
Смешно? Ещё бы! Однако задайтесь вопросом: может ли на Пасху в храме Христа Спасителя РЕАЛЬНО
возникнуть такая ситуация? При всём отрицательном отношении большинства славян-родноверов к христианству
ответ напрашивается один: нет. При всех недостатках христианской религии можно сказать, что
в православии и католицизме обрядовая часть отработана и обкатана до мелочей, и сознание людей (во всяком
случае, прихожан) не отвлекается от обряда и не сбивается с определённого настроя. И в итоге христианские
обряды имеют очень большую силу за счёт массы людей и правильной организации хода обряда. Сознание
большого количества людей, вовлечённых в обряд и правильно настроенное, имеет огромный энергетический потенциал.
А вот на славянских праздниках ситуации с нарушением хода обряда случаются сплошь и рядом. В братине пиво
кончилось, кто-то из круга за ним побежал, костёр нормально не разгорается, надо его бензином облить и т. д.
Или пришедший алкоголик начинает вмешиваться в обряд, или группа язычников-скандинавов демонстративно
держится особняком (в круге!), или группа скинхэдов в полный голос обсуждает свои футбольные дела по ходу
обряда. Таких ситуаций – море. Про мобильники на обрядах вообще говорить не хочется. Полностью справный
обряд без вышеописанных накладок – большая редкость.
При этом, в отличие от православных, большинство славян понимает эти вещи.
Так почему же не обращают на это должного внимания? Ведь сила обряда зависит не только от настроя
участников, но и от того, насколько тщательно он подготовлен технически. Когда обряд подготовлен плохо, то и
настрой у большинства пропадает. А когда обряд обкатан до мелочей, идёт как по маслу, то и силу он имеет
гораздо большую.
Я не сторонник жёсткого установления канонов и безрассудного соблюдения мелочей. Но хотелось бы,
чтобы при проведении обрядов люди знали, что они делают и делали это хорошо. Задача волхва (или жреца)
объяснить людям, что от их настроя, состояния и внутренней дисциплины зависит очень многое. На
обряде КАЖДЫЙ, даже просто стоящий в кругу общинник, а тем более ведущие обряд, не должны
отвлекаться на ерунду и нарушать ход обряда. А для этого необходимыми условиями являются тщательная
подготовка места, обрядовой атрибутики и инструктаж участников. Обрядовый напиток должен быть
в кругу, костёр тщательно подготовлен, треба должна быть на нужном месте. Участники к началу
обряда должны быть полностью подготовлены и одеты, чтобы по ходу обряда не было возгласов
типа: «Подождите меня, я рубаху одену!» или «Стоп! Я требу в рюкзаке забыл!». Такие мелочи очень
хорошо сбивают настрой и нарушают духовное единение участников обряда. Поэтому, хотелось
бы повторить, что к организации обряда надо подходить со всей серьёзностью. Как говорил старина
Шерлок Холмс: «Нет ничего важнее мелочей!». Слава богам!
Писано Лихобором
для
всех людей славянских.
23.06.2004 г. от Р.Ё.П.