Валаам – сказочный остров

Итак, этим летом сбылась моя давнишняя мечта: посетить валаамский архипелаг на Ладожском озере. Валаамский архипелаг состоит из нескольких островов и островков, наибольшим из которых является Валаам (площадь около двадцати квадратных километров). Раньше я неоднократно бывал на Валааме, но в силу некоторых обстоятельств находился в этом чудесном месте недолго. Учитывая то, что ранее я бывал исключительно на самом Валааме и не бывал на других островах, мысль увидеть весь архипелаг не давала мне покоя. Кому интересно - могут почитать статью моего друга Лютомира "Былина о том, как два ведуна Валаам посещали". Ну, а в этом году я с женой Ладиярой и другом Лёшей (чуть позже к нам должна была присоединиться наша общая подруга Тина), прихватив с собой трёхместную байдарку "Щука", отбыли на Валаам.
     Веселье началось в день отъезда из Москвы. Во-первых, мы чуть было не опоздали на поезд. Во вторых, я забыл дома свой паспорт. Тем не менее, проводник с поезда меня не ссадил, взяв клятвенное обещание забыть номер вагона, в который я сел. И мы поехали в Петербург.
     Когда мы прибыли в северную столицу, перед нами встал вопрос о том, как нам добираться до Валаама. Вариантов было два: либо через Приозёрск, либо через Сортавалу. От Приозёрска плыть минимум три с половиной часа, и если от пристани отходит хотя бы один корабль в сутки - это уже хорошо. От Сортавалы - около сорока минут (если на "ракете") или час, и суда ходят очень часто. В Приозёрск ехать два часа на электричке, а до Сортавалы (это уже Карелия) около четырёх-пяти часов плацкартом за кругленькую сумму, или на электричках ещё дольше. Но... Я без паспорта, а Сортавала - это приграничная зона, и соваться туда без паспорта равносильно самоубийству. Поэтому мы поехали в Приозерск, а паспорт поручили привезти Тине.
     Когда приехали в Приозёрск - выяснилось две неприятных вещи. Первая - Тина не может привезти паспорт, так как она уже в Питере. Вторая - корабля сегодня не будет. Нам пришлось ночевать в Приозёрске (простите, боги родные!) в домике для паломников. Около пристани оказался специальный домик, в котором можно было переночевать за пятьдесят рублей. С чистой постелью. Мы познакомились с местными работягами, которые приняли нас как родных, накормили картошкой и напоили чаем. Мы переночевали, а потом, благодаря моему тестю и моей тёще решилась проблема с паспортом (они передали его с проводницей). И вот, в десять часов пришёл корабль "Валаам", капитан которого нам сказал, что "остров от туристов закрыт". Попытки выяснить кем закрыт и почему, не привели ни к какому результату. Мы подумали, и решили так: Лёха с Ладиярой остаются ждать следующего корабля, а я еду за паспортом. Если к моему возвращению у них не получится отплыть, то мы едем через Сортавалу. И я поехал в Питер.
     В Питере я получил свой паспорт от проводницы, переночевал на вокзале, и двинул обратно в Приозёрск. Когда я прибыл на пристань, выяснилось, что Лёха с Ладиярой отбыли около двух часов назад. Я стал морально готовиться к ещё одной ночёвке, но мне несказанно повезло. Прибывший на пристань небольшой кораблик должен был отправиться на Валаам с группой рабочих. Я поговорил с капитаном, и он согласился взять меня на борт. И при этом, не захотел брать с меня деньги! В очередной раз подивившись загадочности русской души, я сел на корабль, и через три с половиной часа оказался на острове.
     Встретившись уже на острове, мы решили поступить так: выйти к противоположному берегу Валаама, и доплыть на байдарке до острова Ладожский. Поскольку по Валааму периодически бегали монахи и лесник, мы решили встать именно на этом островке. Расстояние от берега Валаама до Ладожского было около пятидесяти метров. Вряд ли лесник или монахи стали бы переплывать на остров. А нам с байдаркой - пятьдесят метров с Валаама до Ладожского острова преодолеть не проблема. После небольшого отдыха и координации наших действий, мы немного поели, и пошли на другой конец Валаама.
     Поскольку без приключений было скучно, мы решили ломануться напрямую через лес. Так было ближе. А лес на Валааме... Дикий, первобытный... Человеческих тропинок нет вообще, только звериные. Красота совершенно потрясающая. Если бы из гущи деревьев вышел леший, честное слово, не удивились бы. Валуны, поросшие мхом... Через эту сказочную картину мы шли. Кончилось всё это тем, что мы чуть не заблудились, чуть не напоролись на кабанов, вымокли в росе и небольшом болотце. Но всё-таки дошли до берега. Правда, немного промахнулись.
     Выйдя на берег, Ладожского острова мы (точнее я) не увидели. Но я понял, где мы находимся по силуэту Байевых островов, который виднелся вдалеке. По моим расчётам, мы слишком много взяли на север. Время уже поджимало, наступал вечер. После недолгих раздумий решили так: мы с Ладиярой на байдарке вместе с вещами плывём вдоль Валаама в сторону Ладожского, а Лёха бежит вдоль берега, не упуская нас из виду. Надули байдарку, и двинулись.
     Плыть по Ладоге на байдарке - это что-то! Озеро было в тот день спокойным, и мы наслаждались видом окружающей природы. Берег Валаама с воды смотрелся просто потрясающе. Камни, деревья, небо... Наша "Щука" мягко шла по воде. А на берегу был виден Лёха, скакавший с камня на камень. В конце концов, он начал довольно серьёзно от нас отставать, и вот почему.
     Берег Валаама, особенно в восточной его части, очень сильно "изрезан" небольшими бухтами и заливами. В давние времена, это делало Валаам очень привлекательным для судов, которые ходили по Ладоге. И, если начинался шторм, то на острове всегда можно было его переждать. На остров частенько захаживали русичи, скандинавы, и даже кельты. Даже сейчас следы тех времён можно найти на архипелаге. Например, знаменитый Валаамский крест – типично кельтской формы. И, скорее всего, к христианству не имеет никакого отношения.
     В конце концов, Лёха от нас отстал. Он упёрся в довольно большую бухту, которую обойти было довольно проблематично. Я решил высадить Ладияру на берег, и перевезти Лёху. Достигнув ближайшей косы, мы увидели остров Ладожский. Облегчённо вздохнув, мы пристали к косе. Ладияра стала выходить из лодки. Поскольку берег был покатый, а дно скользкое, она немедленно навернулась в воду. Естественно, промокла насквозь. Пришлось распаковывать вещи, и переодеваться в сухую одежду. После этого, я по-быстрому забрал Лёху с другого берега бухты на косу. Уже начало темнеть. Мы решили поставить палатки на косе, а на следующий день с утра дойти до Ладожского. Итак, мы поставили палатки и слегка перекусили. Несмотря на то, что все мы были жутко уставшими, злых и недовольных не было. Это ж такие приключения! Пройти напролом через дикий лес, впервые в жизни проплыть на лодке по Ладоге вдоль каменных берегов, покрытых мхами - в общем, впечатлений масса. Ладияра, которая устала не меньше нас с Алексеем, да ещё и вымокла до кучи, признаков пессимизма не проявляла. Короче, слегка перекусив и попив чаю, мы легли спать. На этом первый день нашего пребывания на острове Валаам закончился.
     Наступило утро. Просыпаться было в лом. Но надо. Проснулись. Вылезли из палаток, и обомлели. Вокруг такая красотища! До самого горизонта раскинулась Ладога. Вдалеке виднелись силуэты Байевых островов. Волны лениво плескались о каменный берег Валаама. Больше всего поражало то, что деревья на Валааме росли почти что на голых камнях! Глубина слоя земли на камнях была около трёх сантиметров. И так почти на всём острове. Ещё радовало глаз обилие мха на камнях. На нескольких квадратных метрах было около пяти или шести видов! Мхи составляли потрясающий узор, от которого трудно было оторвать взгляд. В общем, куда ни глянь - сплошная красотища.
     Мы начали собираться. В конце концов мы добрались до Ладожского острова. Нашли место для палаток. Разбили лагерь. Лёха остался сторожить палатки, а мы с Ладиярой переправились обратно на Валаам, спрятали лодку, и пошли за продуктами.
     Пока мы шли в магазин, наслаждались природой. Воздух на Валааме изумительно лёгкий. Дышишь и радуешься. И тут Ладияра увидела чернику... Естественно, мы застряли, чтобы подкрепиться. Черника на Валааме - это что-то. Во-первых, черникой покрыт почти весь лес. Во-вторых, она там очень крупная и сочная. Короче, начался сеанс обжорства. Слегка перекусив, мы пошли далее. Дойдя до магазина, мы закупились продуктами, и двинулись обратно в лагерь.
     Так начался наш отдых. Периодически делали вылазки в магазин за продуктами, гуляли по острову, ходили на байдарке по архипелагу. Наслаждались природой. Тот, кто побывал хоть раз в Карелии, нас поймёт. Я не буду расписывать каждый день нашего пребывания на Валааме, но о некоторых вещах хотелось бы сказать особо.
     Валаамскую природу можно расхваливать долго. Но ощущения, которые возникают когда видишь зеркало воды, величественные сосны, растущие на скалистых берегах, передать невозможно. А если погода пасмурная, то начинаешь чувствовать и понимать смысл выражения "суровая северная красота". Аж дух захватывает!
     Несмотря на относительно небольшую площадь, природа Валаама очень разнообразна. Например, здесь растёт множество видов мха. Я их пытался сосчитать, но сбился на втором десятке. Сфагнум в некоторых местах растёт ковром. Когда наступаешь на этот мягкий ковёр, ноги проваливаются по щиколотку. Каменный берег Валаама, покрытый мхами, зрелище незабываемое.
     Валаам ещё характерен тем, что на нём попадаются участки, как будто "скопированные" из разных климатических зон. Здесь присутствет и Карелия, и Подмосковье, и даже Черноморское побережье. Объясняется это несколькими вещами. Во-первых, уникальный "мягкий" климат острова. Ладога работает как хороший тепловой резервуар. Плюс ко всему, люди, приезжавшие в былые времена на остров, часто привозили с собой семена различных видов растений. Отдельных слов заслуживает валаамский можжевельник. Я впервые в жизни видел можжевельник выше человеческого роста! В Подмосковье это небольшие кустики, а тут... Ещё отличительной особенностью островной флоры является необычайно твёрдая и плотная древесина у деревьев, особенно у корней. Удержаться многометровым соснам на пятисантиметровом слое земли - очень сложно. Корни местных деревьев буквально вклиниваются в камень.
     Летом остров очень хорошо прогревается. И даже если в самой Ладоге вода холодная, то в многочисленных протоках она всегда тёплая. На Валааме также присутствуют озёра, в которых вода как парное молоко. Для любителей поджарить свои косточки, валяться на горячем каменном берегу - одно удовольствие.
     Я не буду расписывать Валаамский монастырь, так как про эту "голубятню" и так много всего написано. Единственное, что скажу, что не каждый монастырь может похвастаться прогулочными яхтами и катерами. А таких джипов, какие есть у местных у попов, я даже в Москве не видел. Но это не особо это интересно. Есть вещи гораздо интереснее. Например, рунический камень.
     Если от монастыря идти в сторону Владимирского моста, перейти через него, то через несколько минут можно увидеть крест, который воздвиг игумен Дамаскин. Всем известна христианская манера опоганивать чужие святыни, и всё, что связано с другими религиями. Данный случай исключением не стал. Большой каменный крест стоит на весьма любопытном основании - камне, покрытом руническими письменами. По утверждению Платова, надпись на камне выполнена вязаными рунами младшего футарка. Приблизительный перевод Платовым данной надписи звучит так: "Незабвенно таинство божества твердыни сей". По словам того же Платова, "надпись пытались сбить". Но этим словам уже около десяти лет. Сейчас дела обстоят ещё хуже. По моим наблюдениям (а наблюдал я этот камень три года) надпись периодически "поправляют". В смысле сбивают. Особенно это было заметно в 2004 году. Тогда следы от сколов были совсем свежие. И если вертикальные линии ещё можно рассмотреть, то горизонтальных уже, можно сказать, нет. Мы с большим трудом нашли две. И то, только благодаря прорисовке Платова.
     Ещё остров примечателен тем, что во время русско-финской войны через него проходила "линия Маненгейма". Следы войны на архипелаге присутствуют в большом количестве. Это дзоты, сложенные из камней (которые некоторые экзальтированные товарищи принимают за дольмены) на Валааме, и остатки колючей проволки на маленьких островках.
     В состав архипелага входит группа островов, которая называется "Оборонные острова". В тридцатые года, когда архипелаг принадлежал Финляндии, на одном из этих островов (а именно на Оборонном) были построены башня для корректировки артилерийского огня, и казармы. Они до сих пор там стоят. Башня построена из бетона, а её высота приблизительно как у пятиэтажного дома. С башни открывается изумительный вид на острова и озеро. Мы с Лёхой лазили на эту башню и посетили казарму, которую, судя по всему, облюбовали какие-то туристы. На столе стояло вино и лежал хлеб.
     Отдельного слова заслуживает остров Дивный. Он находится недалеко от Валаама, и вполне оправдывает своё название. Лес на Дивном совершенно нетронутый. Конечно, люди там бывают, но довольно редко. И хорошо. Представьте себе, что вся красота русского Севера сконцентрировалась на небольшом кусочке суши. Неприступные скалы и разбивающиеся о них в пену волны прибоя, высоченные сосны, земля, полностью покрытая мхами и совершенно непередаваемая атмосфера волшебной сказки. Наверное, это самое красивое, что мы видели на архипелаге. Лёха, который довольно сдержанно восторгался валаамскими красотами, после Дивного пребывал в трансе. Силища в том месте просто потрясающая.
     А теперь о грустном. На Валааме строят себе дачи Путин и Алексий. Эти двое - довольно частые гости на этом острове. Причём, как только один из них приезжает, остров тут же перекрывают, и попасть на него становится нереально. А ещё монастырь проводит политику выселения местных жителей с острова, с целью заполучить этот остров в своё личное пользование. В ход идут любые средства, в том числе и поджоги домов. Это я выяснил из бесед с местными жителями. Соответственно, и туристам на Валааме тоже спокойно не живётся.
     На острове туристов гоняют все: монахи, лесник, "природоохранники". Спасение от них только одно - забуриться в такую глушь, где никто искать не будет. Или же ставить палатку только на ночь, а с утра сниматься и гулять. По отзывам других туристов лесник ещё ничего, а с природоохранниками мы столкнулись лично.
     В одно прекрасное утро к Ладожскому острову подплыла моторка с тремя товарищами в камуфляже. После вопросов о наличии у нас оружия, наркотиков и проституток, мне под нос подсунули непонятную бумажку, в которой что-то было сказано про заповедник, и статью административного кодекса. После этого они стали требовать от нас благословления на стоянку от игумена монастыря! Когда я резонно поинтересовался, какое отношение имеет игумен к данному острову, они повторили свой вопрос ДВАЖДЫ. Я им объяснил, что ни остров, ни архипелаг собственностью монастыря не являются, что Россия является светским государством, и что по закону церковь от государства отделена. После недолгой заминки, они потребовали (цитирую буквально) "благословление от лесника". Когда я задал им вопрос о причастности лесника к данному острову (остров не является частью лесхоза), мне сказали, что "весь архипелаг - заповедник". Потом товарищ явно неславянской наружности с характерным именем Юрий Францевич приступил к составлению протокола. В это время два других "природоохранника" тренировались в метании ножа (отобранного, судя по разговорам, у предыдущих туристов) по живым деревьям. Параллельно с меня стали требовать уплатить штраф наличными. Я отказался. Потом, после подписания мной протокола, выяснилось, что в протоколе не указаны свидетели. Под угрозой составления протокола на всех остальных, у меня забрали протокол обратно, и дописали, что свидетелей нет. Потом уехали. Вот так. Слава богам, что на следующий день мы уже собирались уезжать, и своим появлением они испортили нам только один день.
     Из-за природоохранников собрались мы только ближе к вечеру. На Ладоге поднялся ветер. Чтобы не тащить много вещей за раз и побыстрее переправиться, было решено высадиться в районе той косы, на которую мы вышли в самый первый день. Погрузив вещи на байдарку, мы с Лёхой отчалили от берега. Это было что-то! Нас начало колбасить (кстати, нашу байдарку "Щука" профессиональные байдарочники за гибкость на воде называют "сосиской") на волнах. Причём, не по-детски. Мы взлетали и падали почти как в кино. Если бы лодка была каркасной, давно бы нахватались воды, или перевернулись бы. Короче, мы были безумно горды собой, и чувствовали себя морскими волками. Ну, по крайней мере, озёрными. После переправы, мы свернули байдарку, и расположились спать прямо под открытым небом.
     В самый последний день (точнее утро) мы двинулись к пристани. Нам несказанно повезло, и нас принял на борт один из кораблей. И мы пошли в сторону Приозёрска. Как тольк отошли от острова, Ладога начала волноваться, поднялась волна. И началось... Волны были несколько метров... Корабль болтало по страшному, и нас всех просто выворачивало наизнанку. Какое счастье было приплыть в Приозёрск! Под ногами была твёрдая земля, и нас не болтало и не крутило! На этой радостной ноте наш отдых на Валааме закончился.
     Что бы хотелось сказать ещё? Всё-таки, отдохнули мы славно, даже несмотря на неприятности двух последних дней. Все мои друзья были на архипелаге впервые, но Валаам очаровал всех. Место действительно красивое и сказочное. Поскольку Байевые острова мы ещё не осмотрели, есть вероятность того, что мы поедем на них следующим летом. Вот так. Перефразируя поговорку, напоследок скажу: "Кто на Валааме не бывал, красоты не видал".